- Международный аэровокзал в Крыму Simferopol International Airport
- После воссоединения Крыма с Россией
- История
- Инфраструктура
- Характеристики старого аэропортового комплекса
- Терминалы и их расположение
- Парковки
- Направления полетов
- Новый терминал
- Какие авиакомпании выполняют рейсы
- SIP – что это означает и где используется аббревиатура
- Современный терминал на вылет
- Планы развития
Международный аэровокзал в Крыму Simferopol International Airport

Главные воздушные ворота Крыма впечатляют не только объемом пассажиропотока. Это современный высокотехнологичный комплекс, поражающий шикарным дизайном и высочайшим уровнем обслуживания. Симферопольский аэропорт уже завоевал звание самого стильного и красивого на территории Российской Федерации.
На протяжении нескольких лет рейтинги его обсуждения не уступали по популярности разговорам о Крымском мосте. Он идеально вписался в инфраструктуру города, существенно упростил путь до полуострова с материков отдыхающим и прибывающим с деловым визитом.
Справка! Самый первый рейс в новый терминал был совершен авиакомпанией Nordwind 14 апреля 2018 года в 08.20 по мск. Это день стал датой долгожданного открытия.
Архитектура аэропорта с первого взгляда располагает к комфортному отдыху. В зонах выхода оригинальное напольное покрытие, имитирующее рельеф Крыма. Одна из стен декорирована уникальной цветочной композицией из живых и искусственных растений, а ее площадь составляет 1600 квадратных метров.
При входе в зону отдыха взгляд сразу останавливается на оригинальной огромной карте, для создания которой использован цветной мох. Эта инсталляция уже заняла первое в Европе место по размеру.
Над проектированием новых терминалов поработали высококлассные специалисты. Теперь здесь все продумано до мелочей, а пассажиры чувствуют себя максимально комфортно:
- главное для путешествующих – минимально затрачиваемое время на весь перелет, которое включало 20-минутный проезд от терминала до взлетной полосы, а теперь составляет 4-5 минут;
- функционирует 8 современных телетрапов, открыты выходы к автобусам;
- с целью минимизации очередей работает 55 регистрационных стоек;
- для тех, кто пользуется различными видами транспорта, оборудованы разные полосы, а по обе стороны от терминала работают автобусные паркинги;
- в отличие от старого терминала, в новом теперь нет проблем с получением багажа (сооружено 5 каруселей протяженностью 2000 метров, что обеспечивает выдачу 5 тысяч сумок в час).
Благодаря строительству новой трассы «Таврида», которая подведена к самому аэропорту, теперь не требуется объезжать всю территорию Симферополя, чтобы оказаться у самого берега моря.
После воссоединения Крыма с Россией
Вскоре после воссоединения Крыма с Россией в марте 2014 года по инициативе украинской стороны было прекращено железнодорожное и автобусное сообщение с полуостровом. Это привело к резкому росту пассажиропотока Симферопольского аэропорта. Уже в 2014 году он обслужил 2,8 млн пассажиров, а в 2015 году — 5 млн 18 тыс. Это потребовало неотложных мер по увеличению пропускной способности существующих терминалов: реконструкция была проведена зимой 2014-2015 годов и завершилась 9 мая 2015 года.
С декабря 2014 года собственником аэропорта является АО «Международный аэропорт «Симферополь» (АО «МАС»).

Всю необходимую информацию о работе воздушной гавани можно как официальном сайте. Терминал расположен в 17 километрах от Симферополя и обслуживает пассажиров в круглосуточном режиме.
Службы аэропорта осуществляют регулярное взаимодействие с представителями власти, общественностью. Кроме того, в телефонном режиме можно получить информацию у диспетчера по организации и контролю наземного обеспечения полетов.
Справка! Благодаря развитию современных технологий у желающих совершить перелет до полуострова или в обратном направлении, не посещая сам аэропорт или другие авиакассы. В интернете представлено большое количество сервисов, которые предлагают предварительно забронировать и совершить онлайн-покупку.
В интерактивном режим отображается информация о лайнерах, которые в настоящее время находятся в воздухе, работает онлайн-табло с указанным временем прилета и вылета.
История
Решение о строительстве аэропорта было принято 21 января 1936 года постановлением Совета народных комиссаров Крымской АССР. Первый рейс в Москву со взлетом с грунтовой взлетно-посадочной полосы (ВПП) был выполнен 1 мая 1936 года. С этого момента аэропорт стал главной воздушной гаванью полуострова.
В аэропорту базировался Симферопольский авиаотряд, в 1941-1945 годах он принимал активное участие в Великой Отечественной войне. В 1957 году открыто первое здание аэровокзала, оно было выполнено в стиле сталинского ампира с 12-колонным портиком (ныне — терминал VIP). В 1960 году завершено строительство бетонной взлетно-посадочной полосы длиной 2,7 км.
В 1982 году в рамках подготовки к эксплуатации космического корабля многоразового использования «Буран» в Симферополе была построена резервная ВПП для его посадки, ее длинна составила 3,7 км. Она стала использоваться и для гражданских рейсов. Из-за нехватки пропускной способности действующего аэровокзала были построены два дополнительных терминала — для внутренних и международных рейсов (терминалы «А» и «В»).
Пика пассажиропотока в симферопольском аэропорту был достигнут в 1991 году — 5,2 млн человек. Однако после распада СССР и резкого снижения турпотоков в 1990-е годы число пассажиров снизилось до 500 тыс. человек. Оказавшийся на территории независимой Украины аэропорт не был приватизирован, до 2014 года оставался государственным предприятием.
Старая ВПП была выведена из эксплуатации в начале 2000-х годах.
В 2012 и 2013 годах были обслужены 1,1 млн и 1,2 пассажиров соответственно.
Инфраструктура

В первый же день посещения нового аэропорта журналисты и другие присутствующие назвали его космопортом. Воздушная гавань будущего, действительно, впечатляет масштабами и грамотно продуманной инфраструктурой. Здесь практически невозможно заблудиться, для этого очень нужно постараться. Повсюду расположены информационные табло, электронные стенды, пиктограммы, цифровые подсказки в виде огромных стел и небольших указателей.
Если нужно сориентироваться в навигации, необходимо найти стенды оранжевого цвета. Благодаря особо продуманной архитектуре комплекса, каскадному проекту, информационные и ориентирующие вывески хорошо заметны из любой точки.
Инфраструктура терминала продумана до мелочей и представляет собой целый развитый город со всеми удобствами и необходимыми службами. Комплекс представляет собой 4-этажное сооружение:
- на первом расположились 55 стоек для прохождения регистрации, зал прибытия, эскалаторы и многочисленные лифты, камеры хранения;
- второй этаж здания заняла вип-зона, общий зал для ожидающих, а также отдельная комната матери и ребенка;
- третий этаж отведен под расположение ветеринарной службы и службы досмотра, отсюда же открывается зона выхода на посадку;
- на самом верхнем этаже разместилась игровая детская зона, чтобы самым маленьким пассажирам не приходилось скучать в ожидании, а еще зал для переговоров и терраса с великолепным панорамным видом на Крымские горы.
На территории терминала также находятся многочисленные магазины, в ассортименте предлагающие крымские товары. Желающие приобрести сим-карты местного оператора могут обратиться в специализированные точки продаж. Без проблем обналичить деньги позволяют несколько банкоматов.
Регистрационные стойки расположены на двух островах:
- «А» – с 1 по 26.
- «В» – с 27 по 52.

В аэропорт нужно прибывать заблаговременно, чтобы успеть до вылета пройти обязательную процедуру досмотра.
Регистрация начинается не позднее, чем за 2 часа до рейса, а завершается за 40 минут до отправления лайнера.
Между основными «островами» находятся дополнительные стойки, которые предназначены для багажа с негабаритными размерами. Предусмотрена возможность и самостоятельной регистрации для следующих авиакомпаний:
- «Россия».
- «Аэрофлот».
- «Уральские авиалинии».
- «Глобус».
Пассажирам необходимо пройти в специально оборудованный мобильный киоск, при себе обязательно иметь номер (код) бронирования, данные об авиабилете, паспорт и при наличии скидочную карту.
В камерах хранения действует правило: оплате подлежит весь день сразу при сдаче, а последующие после возврата багажа владельцу.
Характеристики старого аэропортового комплекса
Аэропорт Симферополя располагает одной бетонной ВПП длиной 3,7 км, которая способна принимать самолеты без ограничений по типу. В тоннеле под полосой проходит автодорога Симферополь — Саки. Общая площадь действующих терминалов — 10 тыс. кв. м.
В настоящее время (в летнем расписании) Симферополь ежедневно принимает около 50 рейсов из различных городов РФ. В 2014-2015 годах авиакомпания «Грозный авиа» совершала рейсы из Симферополя в Ереван (Армения) и Стамбул (Турция).
Пассажиропоток по итогам 2017 года — 5 млн 129 тыс. человек (снижение на 0,1% по сравнению с 2016 года). Воздушная гавань занимает шестое вместо в России по объему пассажирских перевозок. Объем обработанных грузов и почты — 6 тыс. 997 т.
Старые терминалы были связаны с Симферополем и другими городами Крыма маршрутами троллейбуса и автобуса. Прорабатывается вопрос о продлении троллейбусных линий и в новый терминал.
Генеральный директор аэропорта — Евгений Плаксин.
Терминалы и их расположение
Все старые терминалы после открытия «Волны» в 2018 году прекратили функционирование. При этом пропускная способность была существенно увеличена и составила около 6,5 миллионов человек в год. Наибольший пик отмечается в курортный сезон.
До 2018 года на территории аэропорта Симферополь обслуживание производили следующие терминалы:
- А – для вылетающих и прибывающих рейсов;
- В – только для исходящих направлений;
- D – для вип-клиентов.
Справка! На сегодняшний день курсирование общественного транспорта осуществляется к зданиям и старого, и нового терминалов. Однако для самолетов открыт только последний.
На территории бывшего функционирующего аэропорта осталась автобусная станция, и большинство маршруток приезжают именно сюда.
Парковки

Для пассажиров аэропорта Симферополь спроектирована огромная парковочная зона. Общая ее вместимость составляет 1500 машин. Вся площадка разделена на отдельные категории:
- S1 – предназначена для легкового автотранспорта (бесплатная стоянка 15 минут);
- P1- краткосрочная платная парковка ;
- P11 – территория исключительно для вип-клиентов с индивидуально рассчитываемой оплатой;
- Р2 – зона для длительной стоянки с постоянно действующими тарифами;
- Р7 – посадка на туристические автобусы;
- Р6 – прибытие туристических маршрутов.
Для тех, кому необходимо оставить транспортное средство на длительный срок, более 4-5 суток, предусмотрены специальные расценки. Стоянки охраняемые, поэтому за безопасность автомобиля в свое отсутствие можно не волноваться. Плату «взимают» паркоматы, принимаются и банковские карточки. На бесплатное пользование парковкой имеют право инвалиды 1 и 2 групп, их водители, участники Великой отечественной войны.
Важно! Отдельно предусмотрена зона Р3, где располагаются арендованные авто. Оплата за парковку уже включена в стоимость проката транспортного средства.
Направления полетов
В настоящее время аэропорт международного класса обслуживает множество направлений, ознакомиться с которыми можно на официальном сайте компании. Наиболее активно обслуживаются рейсы из следующих городов:
- Адлер.
- Казань.
- Краснодар.
- Екатеринбург.
- Ростов-на-Дону.
- Москва.
- Санкт-Петербург.
- Новосибирск.
Кроме того, пользуются услугами авиалиний жители Воронежа, Уфы, Красноярска, Элисты и других уголков России.
Новый терминал
27 мая 2014 года министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что правительство намерено привлечь частного инвестора для развития аэропорта в Симферополе.
11 августа 2014 года правительство РФ утвердило федеральную целевую программу «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 г.». В соответствии с ней планировалось развитие аэропортового комплекса «Симферополь», а также за счет средств частных инвесторов построить новый аэровокзальный комплекс.
25 июня 2015 года было объявлено, что в конкурсе на проект нового терминала победило южнокорейское архитектурное бюро Samoo Architects & Engineers (c 2014 года входит в состав корпорации Samsung). 12 апреля 2016 года Совет министров Республики Крым утвердил инвестиционный проект нового аэровокзального комплекса Симферополя, инвестиционный договор на строительство был подписан 15 апреля 2016 года в рамках Ялтинского международного экономического форума. Ожидаемый срок окупаемости проекта — 19 лет. В рамках выполнения соглашения 51% акций аэропорта (АО «МАС») были переданы в управление инвестору — ООО «Международный аэропорт Симферополь» (остальные 49% остались в республиканской собственности). 60% ООО «МАС» принадлежат независимому директору банка РНКБ Олегу Жесткову, 40% — банку «Россия» (крупнейший акционер — Юрий Ковальчук).
Строительные работы стартовали в мае 2016 года и в целом завершились к концу 2017 года. Новый терминал построен к северо-востоку от существующего аэровокзального комплекса, рядом с селом Укромное. Генподрядчик строительства — крымское ООО «Альфа Констракшн». Площадь нового терминала — 78 тыс. кв. м. Аэропорт может обслуживать до 3,65 тыс. пассажиров в час. Его введение в эксплуатацию позволит увеличить пассажиропоток до 6,5 млн человек. Новый аэропорт оснащен восемью выходами-телетрапами.
Какие авиакомпании выполняют рейсы

Обновление и пополнение списка авиакомпаний, базирующихся в Крымском аэропорту, происходит регулярно. Сюда осуществляют рейсы известных перевозчиков «Россия», «Уральские авиалинии», «Аэрофлот», «Северсталь», «Азимут».
С 2018 года здесь базируются:
- «Алроса».
- «Саратовские авиалинии».
- «ЮВТ Аэро».
- «Северсталь».
- «Северный ветер».
Кроме того, обслуживаются компании из Таймыра, Якутии и Ямало-Ненецкого автономного округа.
SIP – что это означает и где используется аббревиатура
Во всем мире в системе авиации действует система кодирования. Расшифровка позволяет определить местонахождение воздушных гаваней. По мере того, как увеличивалось количество аэровокзалов, появилась необходимость в разработке общего реестра с идентификационными обозначениями. Эти коды помогают ориентироваться и пилотам, и диспетчерам, и пассажирам.
Под аббревиатурой SIP скрывается название аэропорта – Simferopol International Airport. Это код, который используется в системе шифровки IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) и ICAO (Международная организация гражданской авиации). Воздушной гавани Симферополя присвоен ИКАО-код URFF.
Современный терминал на вылет
Сразу после открытия нашумевшего аэропорта «Волна» сюда потянулись миллионы туристов, журналисты, блоггеры и все, кто неравнодушен к появившейся местной достопримечательности. Жители города считают своим долгом сделать селфи на фоне красавца-терминала, а новости о нем не утихают даже спустя несколько лет после строительства.
На возведение аэропорта ушло 2 года. Необходимость его строительства была очевидна. После событий 2014 года пассажиропоток резко увеличился, а старая, хоть и обновленная воздушная гавань перестала справляться с такой нагрузкой. Теперь это визитная карточка не только Симферополя, но и всего полуострова Крым.

Архитектурный проект нового комплекса носит название «Волна» или, как называется среди местных жителей, – «Крымская волна». Хотя официально ему присвоено название им. Айвазовского. Здесь продумана до мелочей инфраструктура, система информационного обеспечения, пути подъезда к самому терминалу и зонам вылета. За право возвести современные воздушные ворота Крыма боролись 12 компаний, победителем оказалась южно-корейская корпорация с наиболее удачной концепцией.
Новый терминал – это просторное, комфортное, очень светлое здание. Здесь обеспечен высокий уровень охраны: люди в камуфляже и с серьезными лицами своим ненавязчивым присутствием намекают, что безопасность на высшем уровне.
Внимание! Помощь в слежении за пассажирами оказывают высокоинтеллектуальные системы видеонаблюдения, а прибывающим предлагают пройти обязательную трехуровневую проверку.
Не вызывает нареканий и внутреннее обустройство здания:
- предусмотрена умная система контроля, регулирующая вентиляцию, кондиционирование, водо- и теплоснабжение, а также электричество и канализационную систему;
- автоматический контроль за работой лифтов и эскалаторов;
- управление пожарной безопасностью из единого диспетчерского центра.
Система противопожарного контроля включает более двух сотен датчиков и 10 тысяч сигнализирующих датчиков. В случае ее срабатывания перекрываются почти 1500 воздуховодов, отключается электричество и происходит распыление специальной жидкости.
Система обогрева регулирует воздух внутри помещения в зависимости от температурных показателей снаружи здания.
Перед центральным входом в комплекс расположен Привокзальный ландшафтный парк, занимающий почти 11 гектаров. Его территория разделена дорожками и парковочными пунктами. Все растения, деревья и кустарники, подобраны в соответствии с общей концепцией проекта и дополняют форму строения. Освежают пространство многочисленные фонтаны, предусмотрены детские площадки и зоны отдыха в тени парковых аллей.
На третьем Международном форуме SKYSERVICE 2018 аэропорту Симферополя вручена премия SKY TRAVEL AWARDS. Это стало результатом долгосрочного оценивания нового терминала пассажирами, экспертами, ведущими блоггерами.
Планы развития
В самых ближайших планах – сделать воздушную гавань доступной для прибытия турецких, израильских и арабских рейсов. Продолжается благоустройство территорий, прилегающих к терминалу, а также обновляются коммуникации и транспортные развязки.
По словам сотрудников, в настоящее время в здании не предусмотрены раздевалки и душевые для персонала, а это значит, что работники вынуждены ехать домой в спецодежде. В недалеком будущем зона для технического персонала будет открыта, ее подготовкой уже занимаются специалисты.
- https://aeroportman.com/krym/simferopol
- https://tass.ru/info/5130072
